История

В 1976 году в Государственном музыкально-педагогическом институте (ныне – Российской академии музыки имени Гнесиных) по инициативе заведующего кафедрой оперной подготовки, заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Ю.А. Сперанского была создана оперная студия. Два года спустя, в 1978 году, состоялось её официальное открытие. В 2016 году Оперная студия была преобразована в Оперный театр-студию, и присвоено имя основателя – Юрия Аркадьевича Сперанского.

Отличительной особенностью театра-студии РАМ имени Гнесиных является наличие постоянного, периодически пополняемого репертуара. И в этом смысле Оперному театру-студии имени Ю.А. Сперанского есть чем гордиться. За прошедшие годы в театре были поставлены десятки классических и современных оперных спектаклей, в том числе: «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта» и «Директор театра» В.А. Моцарта, «Травиата» Дж. Верди, «Богема» и «Джанни Скикки» Дж. Пуччини, «Дон Паскуале» Г. Доницетти, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Телефон» Дж. Меннотти, «Умница» К. Орфа, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Алеко» С.В. Рахманинова, «Не только любовь» Р. Щедрина, «А зори здесь тихие» К. Молчанова, «Анна Снегина» В. Агафонникова, «Ночь царя Ивана» Н. Пейко и многие другие.

И сегодня в репертуаре театра – классические произведения: «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро» и «Директор театра» В.А. Моцарта, «Богема» Дж. Пуччини, «Травиата» Дж. Верди, «Служанка-госпожа» Дж.Б. Перголези.

В планах театра – постановки новых оперных спектаклей крупных и малых форм. Театр намерен уделять особое внимание камерным операм, так как именно малые формы дают широкую возможность для развития индивидуальных творческих способностей студентов, привносят дух студийности, столь необходимый в условиях учебного процесса.

Первостепенной задачей театра, как учебной базы по овладению навыками актерского мастерства, является воспитание молодых певцов-актеров, будущих мастеров российской и зарубежной оперной сцены. Однако помимо студентов вокального факультета, творческо-производственную практику в театре-студии проходят студенты других факультетов Академии: дирижерского, оркестрового, продюсерского. Одним из значимых достижений последнего времени стало создание студенческого хора Оперного театра-студии. С образованием студенческого хорового коллектива театр можно по праву называть студенческим. К работе в театре-студии привлечены известные деятели музыкального театра, специалисты с большим творческим стажем и практическим опытом: режиссер-постановщик Большого театра России, заслуженный деятель искусств РФ О.Т. Иванова; балетмейстер-постановщик – заслуженный работник культуры РФ, заведующая коллективом мимического ансамбля Большого театра России Е.Н. Миронова, режиссер В.С. Зыков, балетмейстер О.Ю. Богачева и др. В наших планах – сотрудничество и с молодыми, но уже зарекомендовавшими себя специалистами – режиссерами, балетмейстерами, художниками. Повседневная работа театра-студии строится на тесном взаимодействия с другими учебными подразделениями Академии: вокальным факультетом (декан – доцент Н.А. Дмитриева, заведующие кафедрами сольного пения – профессор М.С. Агин и народный артист РФ, профессор А.А. Науменко), дирижерским факультетом (декан – профессор М.М. Апексимова, заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования – заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии РФ, профессор В.П. Зива), оркестровым факультетом (декан – А.Н. Догадаев), кафедрой оперной подготовки (заведующий кафедрой – заслуженный артист РФ, профессор В.Р. Феллер) и др.